Обогрев руля своими руками
Добавлено: 13 окт 2015, 23:36
В прошлом году по осени, когда начались первые морозы, ощутил, что голыми руками по утрам руль держать неприятно, руки мерзнут… Решил прошерстить интернет на предмет руля с обогревом. Но! Ситроен такие штуки не делает…
Раз ситроен не делает, значит можно самому попробовать сделать. Я не люблю в перчатках держать руль, поэтому решил немного заморочиться.
На просторах интернета много разных схем управления обогревом руля. Самое простое решение — обогрев руля на таймере или же просто от кнопки включения. Я не любитель делать лишние движения, тем более, что могу просто забыть выключить обогрев руля и тогда можно что-нибудь спалить, например пока снег с крыши очищаю.
Пошукав в интернете схемы, наткнулся на такую: http://www.fusionclub.ru/forum/viewtopic.php?t=209709
Набрал необходимых элементов, некоторые аналогами заменил, протравил плату, запаял все и стал тестировать. Нагревательный элемент взял из самого дешевого обогрева сидений )))
Там оказался простой (а может не очень простой) провод. Маленький, тоненький, прочный и длинный, примерно 13 метров.
Во время тестов в голову пришла мысль сделать автоматическое управление. Изначально мысль была сделать плавное снижение нагрузки спустя некоторое время. Но тут есть минусы — нужно будет самому всем этим управлять. Поэтому родилось решение сделать регулировку в зависимости от температуры окружающей среды. Немного покурив интернет нашел необходимую мне деталь за сущие копейки ))) — порядка 10 р.
Во время тестов подобрал положение R2 так, чтобы обогрев отключался при 0 градусов Цельсия. В процессе эксплуатации можно будет подкорректировать это дело и сделать как понравится. Только руль снимать каждый раз не хочется.
Казалось бы, что тут такого, плату собрал за 2 недели с учетом закупки всех деталей.
Подвернулся руль-донор с кнопками по сходной цене ))) Этот руль я поставил себе на машину, свой решил разбирать ))) Свой не жалко )))))
Далее были поиски шлейфа, который можно будет вживить в улитку. Этот шлейф оказался, наверное, самым дорогим из всего, что было куплено к рулю за исключением самого руля. 2 метра шлейфа обошлись порядка 1200р. А найти нужный оказалось непростым занятием.
Еще сложнее было добавить шлейф в улитку… Фотографий процесса нет, поскольку все было в вазелине или чем там внутри смазано )))) и мне жутко не хватало дополнительных рук, чтобы все упаковать как было. Приходилось мудрить всякие приспособления. Самое дикое в процессе упаковки было когда из улитки выпрыгнул штатный шлейф, мой шлейф и еще 3 ленты-прокладки, который опоясывали штатный шлейф…
Борода, скажу я вам, меня в ужас привела… Часа два я ковырялся, укладывая все на место )))
Потом настал черед самого руля…
Распороть руль труда не составило, труднее было понять как намотать нити обогрева и как сделать чтобы они не ощущались потом после сборки руля. Изначально хотел сделать небольшие надрезы на руле, воткнуть туда нагревательный элемент и зашить все как было. Но такой способ не подошел … Пришлось брать изоленту тряпочную, которая с двух сторон клейкая, наматывать обогреватель на руль, а между нитями обогрева мотать изоленту. Причем одного прохода изоленты не хватило, пришлось делать второй потом. Только после второго, на руле нити обогрева стали менее заметными. Третий проход сильно увеличил бы радиус обода руля, и потом вернуть кожу на место стало бы очень тяжело. Скажу по секрету, местами стянуть кожу на руле до первоначального состояние не получилось, остался небольшой зазор на шве. Перетянуть нитку тоже плохо. Родная нитка руля оказалась не такой прочной, как я думал…
Местами немного ощущается нагревательный элемент через кожу, но мне это не мешает и практически не заметно.
P.S. К встрече постараюсь доделать все
А теперь фотографии:
Вот итог сего действа, но пока без платы управления, нужно сначала придумать куда датчик температуры воткнуть
P.S. Запись практически полностью дублирует запись в моем БЖ на драйве
upd1:
Тест немного провалился
Вчера подключил к рулю мультиметр и все это в морозилку убрал. Сегодня достал это дело, быстренько подключил блок питания, включаю и тут сюрприз, тестер не работает, а я им силу тока мерить хотел... Кто знает как это делается, тот поймет почему обогрев руля при этом не заработал
Пришлось тестер отключать и подключать блок питания к плате. Пока возился, ножка термодатчика отвалилась от платы, я ее сильно не припаивал для тестов, т.к. итоговая конструкция будет немного другой. Пока припаял все, температура руля на ободе стала +15. Руль при этом покрылся росой
Понятное дело, что включение обогрева ничего не дало, т.к. температура стала плюсовой. Пришлось лезть в морозилку и искать лед. Только после того, как датчик прислонил ко льду. все заработало. И то пришлось немного поднять температуру, при которой отключается обогрев, чтобы более наглядно было видно как работает обогрев.
До дома доберусь выложу результаты мучений, заодно еще одно интересное видео
Видео утренних тестов. Наиболее наглядно последнее. Первые не очень удались )))
И на закуску (температура на улице 3-4 градуса) :
upd2:
И так сейчас смонтировал все и поставил руль.
Теперь по порядку.
Для начала я снял руль, который купил зимой, вытащил из него блоки кнопок и приступил к подключению проводов.
Так как к шлейфу довольно проблематично подключиться, я решил, что лучшим выходом из ситуации будет - припаять шлейф к текстолиту.
Шлейф купленный мною был на 1 миллиметр шире чем нужно, поэтому, пришлось при установке шлейфа срезать край, поэтому, крайнюю жилу не стал задействовать, дабы она нигде не замкнула в один прекрасный момент. Таким образом, получилось, что для моих нужд осталось лишь 7 жил в шлейфе. Отсчитав по три жилы с каждой стороны, я вырезал среднюю. Она у меня будет выполнять роль некого барьера, на ней не будет напряжения и она не будет греться, это значит, что риск поплавить шлейф и коротнуть его в улитке стал меньше.
Напомню, что у шлейфа на каждую дорожку допустимый ток 3А. Порылся сейчас в почте, нашел переписку с компанией, где брал шлейф. Шлейф Nicomatic 127PW08D FFC, такой стоит на меганах. Нам по идее подойдет Nicomatic 127PW07D FFC, он семижильный будет, тогда не придется срезать край шлейфа.
Только есть одна незадача для тех, у кого в руле стоит датчик угла поворота руля и нет диагбокса. После снятия улитки, даже если вы ее потом поставите на место так же, как она стояла, полезут ошибки, необходимо будет сделать калибровку датчика с помощью диагбокса.
Вернемся к установке руля. Припаял шлейф к текстолиту. На текстолите предварительно сделал две большие дорожки, оно то и понятно, нам же нужно по одному шлейфу пустить + и - , а если не сделать две дорожки на текстолите, то потом после пайки получим КЗ.
Естественно, так оставлять шлейф нельзя, нужно изолировать
Вот так все выглядело когда поставил руль
Провода взял сечение 1 мм3. Больше нет смысла брать, меньше не советую, все таки постоянное напряжение и ток не маленький.
Потом прикрутил все к плате и закрепил плату на двухсторонний скотч 3М. У меня на нем много чего держится
К сожалению на этом фотографии заканчиваются. Телефон садился и даже перестал включать камеру, чтобы я мог сделать фотографии
В принципе, дальше все было просто. Провода подрезал по размеру, провода, которые нагреваются усадил термоусадкой дважды, дабы они внутри руля нигде ничего не поплавили в сильный мороз. Это видно на предыдущих фотографиях. А дальше собрал блок кнопок, поставил его в руль, аккуратно проложил в руле провода, дополнительно приклеил на двусторонний скотч шлейф, и собрал руль
Один только момент негативный был. Хромированная накладка на руле при демонтаже пострадала. Она держится на трех длинных "елочках", которые по одной то вытащить сложно, а не отломив их от накладки, вытащить всю накладку вообще невозможно.
Я эти елочки на место приклеил, но, хоть клей очень хороший, он не смог вынести нагрузок... Сейчас пока что накладка держится только за счет боковых зацепов. Я думаю, что можно разобрать руль не снимая накладки, потом только отверткой назад заправлять придется.
Питающие провода подключил через предохранитель 5А. Как только найду, где появляется питание только при заведенном двигателе, перекину туда проводку. Не вижу смысла нагружать аккумулятор обогревом руля, когда машина не заведена.
Раз ситроен не делает, значит можно самому попробовать сделать. Я не люблю в перчатках держать руль, поэтому решил немного заморочиться.
На просторах интернета много разных схем управления обогревом руля. Самое простое решение — обогрев руля на таймере или же просто от кнопки включения. Я не любитель делать лишние движения, тем более, что могу просто забыть выключить обогрев руля и тогда можно что-нибудь спалить, например пока снег с крыши очищаю.
Пошукав в интернете схемы, наткнулся на такую: http://www.fusionclub.ru/forum/viewtopic.php?t=209709
Набрал необходимых элементов, некоторые аналогами заменил, протравил плату, запаял все и стал тестировать. Нагревательный элемент взял из самого дешевого обогрева сидений )))
Там оказался простой (а может не очень простой) провод. Маленький, тоненький, прочный и длинный, примерно 13 метров.
Во время тестов в голову пришла мысль сделать автоматическое управление. Изначально мысль была сделать плавное снижение нагрузки спустя некоторое время. Но тут есть минусы — нужно будет самому всем этим управлять. Поэтому родилось решение сделать регулировку в зависимости от температуры окружающей среды. Немного покурив интернет нашел необходимую мне деталь за сущие копейки ))) — порядка 10 р.
Во время тестов подобрал положение R2 так, чтобы обогрев отключался при 0 градусов Цельсия. В процессе эксплуатации можно будет подкорректировать это дело и сделать как понравится. Только руль снимать каждый раз не хочется.
Казалось бы, что тут такого, плату собрал за 2 недели с учетом закупки всех деталей.
Подвернулся руль-донор с кнопками по сходной цене ))) Этот руль я поставил себе на машину, свой решил разбирать ))) Свой не жалко )))))
Далее были поиски шлейфа, который можно будет вживить в улитку. Этот шлейф оказался, наверное, самым дорогим из всего, что было куплено к рулю за исключением самого руля. 2 метра шлейфа обошлись порядка 1200р. А найти нужный оказалось непростым занятием.
Еще сложнее было добавить шлейф в улитку… Фотографий процесса нет, поскольку все было в вазелине или чем там внутри смазано )))) и мне жутко не хватало дополнительных рук, чтобы все упаковать как было. Приходилось мудрить всякие приспособления. Самое дикое в процессе упаковки было когда из улитки выпрыгнул штатный шлейф, мой шлейф и еще 3 ленты-прокладки, который опоясывали штатный шлейф…
Борода, скажу я вам, меня в ужас привела… Часа два я ковырялся, укладывая все на место )))
Потом настал черед самого руля…
Распороть руль труда не составило, труднее было понять как намотать нити обогрева и как сделать чтобы они не ощущались потом после сборки руля. Изначально хотел сделать небольшие надрезы на руле, воткнуть туда нагревательный элемент и зашить все как было. Но такой способ не подошел … Пришлось брать изоленту тряпочную, которая с двух сторон клейкая, наматывать обогреватель на руль, а между нитями обогрева мотать изоленту. Причем одного прохода изоленты не хватило, пришлось делать второй потом. Только после второго, на руле нити обогрева стали менее заметными. Третий проход сильно увеличил бы радиус обода руля, и потом вернуть кожу на место стало бы очень тяжело. Скажу по секрету, местами стянуть кожу на руле до первоначального состояние не получилось, остался небольшой зазор на шве. Перетянуть нитку тоже плохо. Родная нитка руля оказалась не такой прочной, как я думал…
Местами немного ощущается нагревательный элемент через кожу, но мне это не мешает и практически не заметно.
P.S. К встрече постараюсь доделать все
А теперь фотографии:
Вот итог сего действа, но пока без платы управления, нужно сначала придумать куда датчик температуры воткнуть
P.S. Запись практически полностью дублирует запись в моем БЖ на драйве
upd1:
Тест немного провалился
Вчера подключил к рулю мультиметр и все это в морозилку убрал. Сегодня достал это дело, быстренько подключил блок питания, включаю и тут сюрприз, тестер не работает, а я им силу тока мерить хотел... Кто знает как это делается, тот поймет почему обогрев руля при этом не заработал
Пришлось тестер отключать и подключать блок питания к плате. Пока возился, ножка термодатчика отвалилась от платы, я ее сильно не припаивал для тестов, т.к. итоговая конструкция будет немного другой. Пока припаял все, температура руля на ободе стала +15. Руль при этом покрылся росой
Понятное дело, что включение обогрева ничего не дало, т.к. температура стала плюсовой. Пришлось лезть в морозилку и искать лед. Только после того, как датчик прислонил ко льду. все заработало. И то пришлось немного поднять температуру, при которой отключается обогрев, чтобы более наглядно было видно как работает обогрев.
До дома доберусь выложу результаты мучений, заодно еще одно интересное видео
Видео утренних тестов. Наиболее наглядно последнее. Первые не очень удались )))
И на закуску (температура на улице 3-4 градуса) :
upd2:
И так сейчас смонтировал все и поставил руль.
Теперь по порядку.
Для начала я снял руль, который купил зимой, вытащил из него блоки кнопок и приступил к подключению проводов.
Так как к шлейфу довольно проблематично подключиться, я решил, что лучшим выходом из ситуации будет - припаять шлейф к текстолиту.
Шлейф купленный мною был на 1 миллиметр шире чем нужно, поэтому, пришлось при установке шлейфа срезать край, поэтому, крайнюю жилу не стал задействовать, дабы она нигде не замкнула в один прекрасный момент. Таким образом, получилось, что для моих нужд осталось лишь 7 жил в шлейфе. Отсчитав по три жилы с каждой стороны, я вырезал среднюю. Она у меня будет выполнять роль некого барьера, на ней не будет напряжения и она не будет греться, это значит, что риск поплавить шлейф и коротнуть его в улитке стал меньше.
Напомню, что у шлейфа на каждую дорожку допустимый ток 3А. Порылся сейчас в почте, нашел переписку с компанией, где брал шлейф. Шлейф Nicomatic 127PW08D FFC, такой стоит на меганах. Нам по идее подойдет Nicomatic 127PW07D FFC, он семижильный будет, тогда не придется срезать край шлейфа.
Только есть одна незадача для тех, у кого в руле стоит датчик угла поворота руля и нет диагбокса. После снятия улитки, даже если вы ее потом поставите на место так же, как она стояла, полезут ошибки, необходимо будет сделать калибровку датчика с помощью диагбокса.
Вернемся к установке руля. Припаял шлейф к текстолиту. На текстолите предварительно сделал две большие дорожки, оно то и понятно, нам же нужно по одному шлейфу пустить + и - , а если не сделать две дорожки на текстолите, то потом после пайки получим КЗ.
Естественно, так оставлять шлейф нельзя, нужно изолировать
Вот так все выглядело когда поставил руль
Провода взял сечение 1 мм3. Больше нет смысла брать, меньше не советую, все таки постоянное напряжение и ток не маленький.
Потом прикрутил все к плате и закрепил плату на двухсторонний скотч 3М. У меня на нем много чего держится
К сожалению на этом фотографии заканчиваются. Телефон садился и даже перестал включать камеру, чтобы я мог сделать фотографии
В принципе, дальше все было просто. Провода подрезал по размеру, провода, которые нагреваются усадил термоусадкой дважды, дабы они внутри руля нигде ничего не поплавили в сильный мороз. Это видно на предыдущих фотографиях. А дальше собрал блок кнопок, поставил его в руль, аккуратно проложил в руле провода, дополнительно приклеил на двусторонний скотч шлейф, и собрал руль
Один только момент негативный был. Хромированная накладка на руле при демонтаже пострадала. Она держится на трех длинных "елочках", которые по одной то вытащить сложно, а не отломив их от накладки, вытащить всю накладку вообще невозможно.
Я эти елочки на место приклеил, но, хоть клей очень хороший, он не смог вынести нагрузок... Сейчас пока что накладка держится только за счет боковых зацепов. Я думаю, что можно разобрать руль не снимая накладки, потом только отверткой назад заправлять придется.
Питающие провода подключил через предохранитель 5А. Как только найду, где появляется питание только при заведенном двигателе, перекину туда проводку. Не вижу смысла нагружать аккумулятор обогревом руля, когда машина не заведена.